Simbol. Ref. to main page

Пермский научный сайт

Sphinx. Reference to list of published books
  1. Шаровая и чёточная молнии
  2. Философия
  3. Теория относительности
  4. Гравитация
  5. Теория бесконечной вложенности материи
  6. Свойства носителей материи
  7. Теория систем
  8. Термодинамика

О книге Федосина С.Г. "Основы синкретики. Философия носителей".

Приблизительно 4000 лет назад точка весеннего равноденствия, по которой в астрологии отмечается начало знаков зодиака, находилась в созвездии Овна. Вследствие прецессии земной оси относительно перпендикуляра к эклиптике Солнце медленно перемещается из одного созвездия в другое, так что точка весеннего равноденствия смещается. К началу нашей эры она оказалась в созвездии Рыб, а в 2003 году переходит в созвездие Водолея. С данными событиями можно связать доминирующие виды взаимоотношений в обществе - рабовладение в эпоху Овна с отношениями физического принуждения и приоритетом силы, религиозные отношения в эпоху Рыб с их эмоциональной приподнятостью и мистическим экстазом, а в эпоху Водолея - всё более завоёвывающие мир интеллектуально-научные связи и научно-технический прогресс. Теперь уже наука с её логическим мышлением перехватывает у религии знамя надежды, веры и ощущения знания лучшего будущего. Действие происходит по закону двойного отрицания - в своё время религия отвергла притязания рабовладельческого строя на возможность одновременного сосуществования, приемлемого и для рабов и рабовладельцев, и предложила загробный рай. В настоящее время совокупный человеческий интеллект использует все свои ресурсы для построения рая, но уже не на небе, а на нашей реальной земле. Естественно, что человечество не сможет долго сопротивляться такому заманчивому предложению, тем более что это является таким же жизненно важным, каким оказалось когда-то христианское объединение в Европе. Но любой исторический поворот требует своего философского обоснования, и именно в этом качестве рассматривает автор свою книгу. С этой целью он представляет синкретику - новую философскую логику и новый стиль мышления, а также философию носителей. Как синкретика, так и философия носителей оказываются необходимыми для обоснования и развития теории бесконечной вложенности материи, теории систем и системологии. Далее мы приводим текст введения из книги:

"Развитие человеческой цивилизации в настоящее время находится в фазе дивергенции, когда налицо всё более тесное взаимодействие государств с различным общественным устройством в решении глобальных проблем, а научные и культурные обмены стали нормой и необходимым условием развития. Наряду с этим продолжают развиваться и противоречия, связанные как с различием экономических отношений, так и с различием мировоззрений, коренящихся в существовании противоположных философских взглядов на устройство мира и его законы.

История свидетельствует, что столкновение интересов противоположных классов в обществе приводит к классовой борьбе, в теоретическом плане выражающейся в борьбе идеологий, а в практическом - в отчуждении и недоверии и вплоть до подавления политически активных сторонников соперничающих классов. То же самое относится и к отношениям государств с различающейся политикой, цели которых в силу ряда причин не совпадают. Теоретической платформой каждой идеологии являются элементы культуры, то есть отдельные фрагменты философской теории, религиозной веры в правильность исходных постулатов и поступков вождей, подходящие художественные образы и символы, научные тезисы, программы и концепции, нормы права и морали, входящие в систему целей и идеалов и обосновывающие смысл жизни, поведение и деятельность. Отсюда можно заключить, что пока существует раздробленность подходов в современной философии, возможна и война идеологий, а значит и новые потрясения в общественном устройстве. Поэтому важной задачей является построение новой философии, которая должна отражать не только интересы какой-либо группы людей, но иметь общечеловеческую ценность и исходить из обоснованного научного подхода.

Ещё одной причиной необходимости построения единой философской системы является явное замедление развития культуры, тормозящей в свою очередь развитие цивилизации. Мы видим, что обоснование религиозного чувства как особого взгляда на мир во многом отстаёт от жизни. Происходит великое объединение народов Земли, а у каждого народа - своя религия, не всегда согласующаяся с другими, но претендующая на свою исключительность. В науке также налицо множество нерешённых проблем, начиная с вопросов космологического устройства Вселенной, строения и теории взаимодействия элементарных частиц в физике и кончая вопросом происхождения жизни в биологии. Поэтому требуется переосмыслить сам фундамент человеческого знания, найти новую основу, на которой можно было бы объединить кажущиеся противоположными атеизм и религию, материализм и идеализм. Это позволит высвободить гигантский человеческий потенциал, бесполезно теряемый сейчас в столкновениях противоборствующих идеологий, дать новый импульс развитию общества и явиться основой для универсального гуманитарного и естественнонаучного мировоззрения.

Главные цели настоящего исследования следующие: синтез достижений цивилизации, новая философия, основанная на более общей логике, представление целого ряда новых законов. Как будет показано в § 3 данной работы, для этого в первую очередь надо будет отказаться от антропоцентризма, когда на первый план в любом философском направлении выдвигалась категория субъективного или объективного сознания, через которую и определялась, в конце концов, сущность мира. Так, материалисты объявляют главной сущностью материю, существующую независимо от сознания как от вторичной сущности, а для идеалистов сознание непосредственно является главной сущностью. Однако привязывание философии к одной категории сознания существенно ограничивает возможности теории, не позволяет видеть мир с других, не менее общих позиций. Известной аналогией антропоцентризму является давно потерявший свою монополию геоцентризм, когда весь космос считается вращающимся вокруг неподвижной Земли. Достижениям и нерешённым ещё проблемам, принципиальным затруднениям в развитии философии посвящена вся первая глава.

Особенностью новой, возникающей на наших глазах философии носителей оказывается то, что она содержит в себе и метафизику, и диалектику, и является аксиоматической теорией так же, как и современные научные теории. В этой философии могут найти своё место все существующие философские течения, в качестве предельных случаев согласно принципу соответствия. Сущностью нового подхода является синкретная логика, в которой все философские категории становятся равнозначными и необходимыми для описания исходных понятий теории. Взаимодействующие между собой носители, вводимые аксиоматически, олицетворяют собой сущность бытия, их можно обнаружить и как реальные объекты природы и общества, и как идеальные объекты, существующие в сознании. Аксиомы теории и её обоснование приводятся во второй главе. Синкретика позволяет глубже понять системные свойства категорий, принципов, законов, их развитие и взаимодействие, а аксиоматический подход гарантирует непротиворечивость исходных положений и логическую цельность философской системы. Носители всех типов составляют математическую группу, отражая тем самым единство мира и всеобщую связь предметов, их отношений и свойств. Единая для носителей всех типов система философских категорий также оказывается математической группой особого вида. Любая категория существует только в системе категорий и может быть понята посредством её развёртывания через все остальные категории.

В ходе «распаковывания» скрытой в аксиоматике теории носителей сущности происходит уточнение смысла различных категорий, например, понятий взаимодействия, изменения, движения, материи, субъективного, идеального, отражения, духа, организации, потока существования, упорядоченности. Анализ конкретных форм существования носителей приводит к идее их распределения на космической лестнице, ступеньки которой определяются массами и размерами носителей с помощью геометрической прогрессии. Из закона потока существования, представленного в § 11, неизбежно следует всеобщность существования живого на всех масштабно-пространственных уровнях, что сопровождается соответствием, корреляцией масс физических и живых носителей.

Благодаря соединению философских категорий, принципов и различных механизмов их взаимодействия синкретика позволяет осознанно строить новые законы, которым подчиняются все носители. Например, закон биологической эволюции путём обобщения превращается в закон развития носителей, а закон сохранения и перераспределения потоков существования объединяет собой все известные в настоящее время законы сохранения.

Непосредственным приложением развитого подхода можно считать ответы на некоторые животрепещущие и «вечные» вопросы, встающие когда-нибудь практически перед каждым - о национальной идее, о смысле и цели жизни, о добре и зле, о цене жизни, о достижимости идеалов, о любви. Естественно, что в каждой философской системе данные вопросы решаются по-разному, таким образом философия как социальное знание в определённой степени детерминирует наше поведение и оценку событий".

Аннотацию, оглавление и предисловие книги "Основы синкретики. Философия носителей" можно найти в интернете, а также на этой странице.
 

О книге Федосина С.Г. "Носители жизни: происхождение и эволюция"

В данной монографии проблема происхождения жизни получает дополнительное развитие. На базе большого количества фактического материала показывается, что массы и размеры живых существ точно повторяют массы и размеры неживых носителей. Таким образом, одни и те же соотношения подобия оказались справедливыми не только между различными пространственными уровнями организации материи, но и между уровнями живых носителей, от их масс в сотни тонн (киты) и вплоть до масс, сравнимых с массами отдельных атомов (прионы). Отсюда следует философский вывод о параллельном и совместном существовании в природе живого и неживого как двух философских противоположностей, совместно организующих всю природу вокруг себя. В отношении Земли это доказывается уже тем, что именно биологическая эволюция за миллиарды лет кардинально преобразовала геохимию океана, земной поверхности и атмосферы. В результате вопрос о происхождении жизни (из неживого вещества?) преобразуется в вопрос о тех способах, с помощью которых живое на низшем масштабном уровне имеет возможность вырасти и перейти на более высокие масштабные уровни. В книге рассмотрены характерные особенности жизни, метаболизм млекопитающих, взаимоотношения человека и пути развития общества, возможности жизни в космосе. Проблема происхождения жизни, по видимому, принципиально не может быть решена в рамках самой биологии, но это становится возможным благодаря поддержке со стороны физики, философии, естествознания в целом. Носители жизни, как и все другие материальные носители, согласно теории бесконечной вложенности материи распределены на всевозможных пространственных уровнях материи. Смотри также Жизнь млекопитающих: энергетический анализ // Деп. в ВИНИТИ, рег. №. 1607-В89 от 16.02.1989, 19 с.
 

Виды - эволюция или развитие?

Концепция развития видов - объектов живой и неживой природы, имеет давнюю историю. На начальном этапе осмысления природы человек так или иначе должен был объяснить её возникновение и становление. Затем по мере накопления знаний и их обобщения возникло диалектическое мышление с его противоположными сторонами, находящимися в каждом явлении, отрицающими и переходящими друг в друга. Появились философские законы развития, которым должно было подчиняться всё существующее. Вначале казалось, что диалектические законы единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и двойного отрицания полностью характеризуют развитие и достаточны в каждой частной науке, будь она гуманитарная или естественнонаучная. Однако теория биологической эволюции Дарвина до сих пор остаётся лишь биологической теорией, а механизм эволюции и закон естественного отбора всё ещё требуют философского обобщения, пригодного для описания любых объектов природы и общества.

Поставив себе целью сформулировать общий философский закон развития видов, разграничим предварительно такие категории, как изменение, движение, развитие, деградация, прогресс, регресс, эволюция, революция. Изменение объекта предполагает и качественную и количественную форму, когда происходит изменение степени выраженности описывающих объект понятий, каким-то образом изменяется содержание тех или иных категорий (формы, качества, количества, свойства, и т.д.). Движение - это такое изменение, которое связывается скорее не с качественными, а с количественными изменениями относительно некоторого эталона, базиса, системы или способа отсчёта, например, описывается пространственно-временными характеристиками. Не только изменение, но и всё множество философских категорий можно упорядочить по отношению к категориям пространства-времени как базисных категорий системы отсчёта. Тогда изменение объекта выглядит в мышлении как изменение его свойств относительно этого базиса, как движение объекта, как один из способов его существования в этом базисе. Развитие связано с движением, но отличается от него - например, при движения тела по инерции или при наблюдении за системой или процессом в течение достаточно малого промежутка времени мы не заметим развития. Развитие можно охарактеризовать как такую связь явлений, когда в борьбе противоположностей осуществляется изменение организации, происходят процессы дифференциации и интеграции, появляются новые качества и соответствующее изменение структуры, причём в силу действия закона двойного отрицания в новом на некотором этапе вновь проявляются какие-то характерные черты старого. Если движение локально, дифференциально, то развитие интегрально, выявляется лишь по истечении определённого промежутка времени...

Подробнее: статья "Виды - эволюция или развитие?"

Ссылки:

  1. Клименко А.В. Основы естественного интеллекта. Рекуррентная теория самоорганизации. Версия 3. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1994 - 304 с.
  2. Коштоев В.В. Информационные системы и феномен жизни - booklove.ru, 1998.
  3. Денисова Н.А. В ЧЁМ ЗАБЛУЖДАЮТСЯ ФИЗИКИ? - rusnauka.narod.ru, 2000.
  4. Кузин А. Материализм без атеизма - rusnauka.narod.ru, 2001.
  5. Матюшкин И.В. Гений рода, или что нам говорит современный материализм? - rusnauka.narod.ru, 2001.
  6. Москвитин А. Третий постулат к вопросу о происхождении видов - n-t.org, 2002.
  7. Пашутин С.Б. Начальный этап происхождения жизни - rusnauka.narod.ru, 2002.
  8. Пашутин С.Б. ФЕНОМЕНЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ - rusnauka.narod.ru, 2002.
  9. Философия носителей.
  10. Бесконечная вложенность материи, Infinite Hierarchical Nesting of Matter.
  11. Подобие уровней материи, Similarity of matter levels.
  12. SPФ-симметрия, SPФ symmetry.
  13. Синкретика.
  14. Законы философии.
  15. Принцип индукции структур.
  16. Принцип Ле Шателье – Брауна.
  17. Диалектическая логика.
  18. Логика.
  19. Материя в науке.
  20. Fractal Cosmology.

Персоналия | Коллекция статей | Список трудов | American friends (photo) | For publishers/scientists | @Вэбмастеру | Ссылки на статьи в энциклопедиях | Изданные книги |



Источник: http://sergf.ru/ph.htm

© Федосин С.Г.