Федосин С.Г. Основы синкретики. Философия носителей. – М., Эдиториал УРСС, 2003, 464 с. ISBN 5-354-00375-X.

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие человеческой цивилизации в настоящее время находится в фазе дивергенции, когда налицо всё более тесное взаимодействие государств с различным общественным устройством в решении глобальных проблем, а научные и культурные обмены стали нормой и необходимым условием развития. Наряду с этим продолжают развиваться и противоречия, связанные как с различием экономических отношений, так и с различием мировоззрений, коренящихся в существовании противоположных философских взглядов на устройство мира и его законы.

История свидетельствует, что столкновение интересов противоположных классов в обществе приводит к классовой борьбе, в теоретическом плане выражающейся в борьбе идеологий, а в практическом – в отчуждении и недоверии и вплоть до подавления политически активных сторонников соперничающих классов. То же самое относится и к отношениям государств с различающейся политикой, цели которых в силу ряда причин не совпадают. Теоретической платформой каждой идеологии являются элементы культуры, то есть отдельные фрагменты философской теории, религиозной веры в правильность исходных постулатов и поступков вождей, подходящие художественные образы и символы, научные тезисы, программы и концепции, нормы права и морали, входящие в систему целей и идеалов и обосновывающие смысл жизни, поведение и деятельность. Отсюда можно заключить, что пока существует раздробленность подходов в современной философии, возможна и война идеологий, а значит и новые потрясения в общественном устройстве. Поэтому важной задачей является построение новой философии, которая должна отражать не только интересы какой-либо группы людей, но иметь общечеловеческую ценность и исходить из обоснованного научного подхода.

Ещё одной причиной необходимости построения единой философской системы является явное замедление развития культуры, тормозящей в свою очередь развитие цивилизации. Мы видим, что обоснование религиозного чувства как особого взгляда на мир во многом отстаёт от жизни. Происходит великое объединение народов Земли, а у каждого народа – своя религия, не всегда согласующаяся с другими, но претендующая на свою исключительность. В науке также налицо множество нерешённых проблем, начиная с вопросов космологического устройства Вселенной, строения и теории взаимодействия элементарных частиц в физике и кончая вопросом происхождения жизни в биологии. Поэтому требуется переосмыслить сам фундамент человеческого знания, найти новую основу, на которой можно было бы объединить кажущиеся противоположными атеизм и религию, материализм и идеализм. Это позволит высвободить гигантский человеческий потенциал, бесполезно теряемый сейчас в столкновениях противоборствующих идеологий, дать новый импульс развитию общества и явиться основой для универсального гуманитарного и естественнонаучного мировоззрения.

Главные цели настоящего исследования следующие: синтез достижений цивилизации, новая философия, основанная на более общей логике, представление целого ряда новых законов. Как будет показано в § 3 данной работы, для этого в первую очередь надо будет отказаться от антропоцентризма, когда на первый план в любом философском направлении выдвигалась категория субъективного или объективного сознания, через которую и определялась, в конце концов, сущность мира. Так, материалисты объявляют главной сущностью материю, существующую независимо от сознания как от вторичной сущности, а для идеалистов сознание непосредственно является главной сущностью. Однако привязывание философии к одной категории сознания существенно ограничивает возможности теории, не позволяет видеть мир с других, более общих позиций. Известной аналогией антропоцентризму является давно потерявший свою монополию геоцентризм, когда весь космос считается вращающимся вокруг неподвижной Земли. Достижениям и нерешённым ещё проблемам, принципиальным затруднениям в развитии философии посвящена вся первая глава.

Особенностью новой, возникающей на наших глазах философии носителей оказывается то, что она содержит в себе и метафизику, и диалектику, и является аксиоматической теорией так же, как и современные научные теории. В этой философии могут найти своё место все существующие философские течения, в качестве предельных случаев согласно принципу соответствия. Сущностью нового подхода является синкретная логика, в которой все философские категории становятся равнозначными и необходимыми для описания исходных понятий теории. Взаимодействующие между собой носители, вводимые аксиоматически, олицетворяют собой сущность бытия, их можно обнаружить и как реальные объекты природы и общества, и как идеальные объекты, существующие в сознании. Аксиомы теории и её обоснование приводятся во второй главе. Синкретика позволяет глубже понять системные свойства категорий, принципов, законов, их развитие и взаимодействие, а аксиоматический подход гарантирует непротиворечивость исходных положений и логическую цельность философской системы. Носители всех типов составляют математическую группу, отражая тем самым единство мира и всеобщую связь предметов, их отношений и свойств. Единая для носителей всех типов система философских категорий также оказывается математической группой особого вида. Любая категория существует только в системе категорий и может быть понята посредством её развёртывания через все остальные категории.

В ходе «распаковывания» скрытой в аксиоматике теории носителей сущности происходит уточнение смысла различных категорий, например, понятий взаимодействия, изменения, движения, материи, субъективного, идеального, отражения, духа, организации, потока существования, упорядоченности. Анализ конкретных форм существования носителей приводит к идее их распределения на космической лестнице, ступеньки которой определяются массами и размерами носителей с помощью геометрической прогрессии. Из закона потока существования, представленного в § 11, неизбежно следует всеобщность существования живого на всех масштабно-пространственных уровнях, что сопровождается соответствием, корреляцией масс физических и живых носителей.

Благодаря соединению философских категорий, принципов и различных механизмов их взаимодействия синкретика позволяет осознанно строить новые законы, которым подчиняются все носители. Например, закон биологической эволюции путём обобщения превращается в закон развития носителей, а закон сохранения и перераспределения потоков существования объединяет собой все известные в настоящее время законы сохранения.

Непосредственным приложением развитого подхода можно считать ответы на некоторые животрепещущие и «вечные» вопросы, встающие когда-нибудь практически перед каждым – о национальной идее, о смысле и цели жизни, о добре и зле, о цене жизни, о достижимости идеалов, о любви. Естественно, что в каждой философской системе данные вопросы решаются по-разному, таким образом философия как социальное знание в определённой степени детерминирует наше поведение и оценку событий.

 

Источник: http://sergf.ru/vv3.htm

На список книг