Федосин
С.Г. Основы синкретики. Философия носителей. – М., Эдиториал УРСС, 2003, 464 с. ISBN 5-354-00375-X.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие человеческой
цивилизации в настоящее время находится в фазе дивергенции, когда налицо всё
более тесное взаимодействие государств с различным
общественным устройством в решении глобальных проблем, а научные и культурные
обмены стали нормой и необходимым условием развития. Наряду с этим продолжают
развиваться и противоречия, связанные как с различием экономических отношений,
так и с различием мировоззрений, коренящихся в существовании противоположных
философских взглядов на устройство мира и его законы.
История
свидетельствует, что столкновение интересов противоположных классов в обществе
приводит к классовой борьбе, в теоретическом плане выражающейся в борьбе
идеологий, а в практическом – в отчуждении и недоверии и вплоть до подавления
политически активных сторонников соперничающих классов. То же самое относится и к
отношениям государств с различающейся политикой, цели
которых в силу ряда причин не совпадают. Теоретической платформой каждой
идеологии являются элементы культуры, то есть отдельные фрагменты философской
теории, религиозной веры в правильность исходных постулатов и поступков вождей,
подходящие художественные образы и символы, научные тезисы, программы и
концепции, нормы права и морали, входящие в систему целей и идеалов и
обосновывающие смысл жизни, поведение и деятельность. Отсюда можно заключить,
что пока существует раздробленность подходов в современной философии, возможна
и война идеологий, а значит и новые потрясения в общественном устройстве.
Поэтому важной задачей является построение новой философии, которая должна
отражать не только интересы какой-либо группы людей, но иметь общечеловеческую
ценность и исходить из обоснованного научного подхода.
Ещё одной причиной
необходимости построения единой философской системы является явное замедление
развития культуры, тормозящей в свою очередь развитие цивилизации. Мы видим,
что обоснование религиозного чувства как особого взгляда на мир во многом
отстаёт от жизни. Происходит великое объединение народов Земли, а у каждого
народа – своя религия, не всегда согласующаяся с другими, но претендующая на
свою исключительность. В науке также налицо множество нерешённых проблем, начиная
с вопросов космологического устройства Вселенной, строения и теории
взаимодействия элементарных частиц в физике и кончая вопросом происхождения
жизни в биологии. Поэтому требуется переосмыслить сам
фундамент человеческого знания, найти новую основу, на которой можно было бы
объединить кажущиеся противоположными атеизм и религию, материализм и идеализм.
Это позволит высвободить гигантский человеческий потенциал, бесполезно теряемый
сейчас в столкновениях противоборствующих идеологий, дать новый импульс
развитию общества и явиться основой для универсального гуманитарного и
естественнонаучного мировоззрения.
Главные цели настоящего
исследования следующие: синтез достижений цивилизации, новая философия, основанная
на более общей логике, представление целого ряда новых законов. Как будет
показано в § 3 данной работы, для этого в первую очередь надо будет отказаться
от антропоцентризма, когда на первый план в любом философском направлении
выдвигалась категория субъективного или объективного сознания, через которую и
определялась, в конце концов, сущность мира. Так, материалисты объявляют
главной сущностью материю, существующую независимо от сознания как от вторичной
сущности, а для идеалистов сознание непосредственно является главной сущностью.
Однако привязывание философии к одной категории сознания существенно
ограничивает возможности теории, не позволяет видеть мир с других, более общих
позиций. Известной аналогией антропоцентризму является давно потерявший свою
монополию геоцентризм, когда весь космос считается вращающимся вокруг
неподвижной Земли. Достижениям и нерешённым ещё проблемам, принципиальным
затруднениям в развитии философии посвящена вся первая глава.
Особенностью новой,
возникающей на наших глазах философии носителей оказывается то, что она содержит
в себе и метафизику, и диалектику, и является аксиоматической теорией так же,
как и современные научные теории. В этой философии могут найти своё место все
существующие философские течения, в качестве предельных случаев согласно
принципу соответствия. Сущностью нового подхода является синкретная
логика, в которой все философские категории становятся равнозначными и
необходимыми для описания исходных понятий теории. Взаимодействующие между
собой носители, вводимые аксиоматически, олицетворяют собой сущность бытия, их
можно обнаружить и как реальные объекты природы и общества, и как идеальные
объекты, существующие в сознании. Аксиомы теории и её
обоснование приводятся во второй главе. Синкретика
позволяет глубже понять системные свойства категорий, принципов, законов, их
развитие и взаимодействие, а аксиоматический подход гарантирует
непротиворечивость исходных положений и логическую цельность философской
системы. Носители всех типов составляют математическую группу, отражая тем
самым единство мира и всеобщую связь предметов, их отношений и свойств. Единая
для носителей всех типов система философских категорий также оказывается
математической группой особого вида. Любая категория существует только в
системе категорий и может быть понята посредством её развёртывания через все
остальные категории.
В ходе
«распаковывания» скрытой в аксиоматике теории носителей сущности происходит
уточнение смысла различных категорий, например, понятий взаимодействия,
изменения, движения, материи, субъективного, идеального, отражения, духа,
организации, потока существования, упорядоченности. Анализ конкретных форм
существования носителей приводит к идее их распределения на космической
лестнице, ступеньки которой определяются массами и размерами носителей с
помощью геометрической прогрессии. Из закона потока существования, представленного
в § 11, неизбежно следует всеобщность существования живого на всех
масштабно-пространственных уровнях, что сопровождается соответствием,
корреляцией масс физических и живых носителей.
Благодаря соединению
философских категорий, принципов и различных механизмов их взаимодействия синкретика позволяет осознанно строить новые законы,
которым подчиняются все носители. Например, закон биологической эволюции путём
обобщения превращается в закон развития носителей, а закон сохранения и
перераспределения потоков существования объединяет собой все известные в
настоящее время законы сохранения.
Непосредственным приложением
развитого подхода можно считать ответы на некоторые животрепещущие и «вечные»
вопросы, встающие когда-нибудь практически перед каждым – о национальной идее,
о смысле и цели жизни, о добре и зле, о цене жизни, о достижимости идеалов, о
любви. Естественно, что в каждой философской системе данные вопросы решаются
по-разному, таким образом философия как социальное
знание в определённой степени детерминирует наше поведение и оценку событий.
Источник: http://sergf.ru/vv3.htm