Федосин С.Г. Основы синкретики. Философия носителей. – М., Эдиториал УРСС, 2003, 464 с. ISBN 5-354-00375-X.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Как следует из названия книги, она включает в себя два тесно связанных между собой аспекта – развитие синкретики как новой логики мышления и представление теории носителей  в  виде  новой  философской  системы.  Сами  по  себе  понятия  синкретизма   (от греческого synkrētismos – соединение, объединение, слитность) и носителя не являются в философии новыми и используются достаточно часто. Но дело здесь не в терминах и не в определениях, а принципиально в другом. Действительно, создание синкретики как более общей логики по сравнению с метафизикой и диалектикой означало бы выход за пределы старого типа мышления, в новые пространственно-логические измерения.

Одним из результатов, достигнутых в данной работе, следует считать установление того факта, что философские категории образуют множество, для которого выполняются аксиомы математической группы. Другим следствием является вывод о неоднозначности определения одних категорий через другие; точно также происходит в математике, где числа составляют группу и справедливо как равенство 2 = 1 + 1, так и равенство  2 = 3 + 5 – 6. Теперь философ в каждом своём исследовании сам должен определить свой категориальный базис как систему координат, в которой будут справедливы его выводы.

С помощью синкретики С.Г. Федосин вводит идею множественности философских законов, вытекающую из самой их природы как особых конструкций из философских категорий. Результатом явились 27 законов, описываемых в данной книге. Если вычесть из них три классических философских закона и физические законы сохранения, остаются ещё около 20 законов, многие из которых являются новыми для философии. Любопытен закон потока существования, обобщающий первое и второе начала термодинамики, известных ещё как принципы невозможности построения вечных двигателей.

Усилия многих философов издавна были направлены на поиски более глубокой сущности, отличной от материи или сознания. Анализ данной проблемы был предпринят Сагатовским В.Н. [в кн. «Философия  развивающейся  гармонии  (философские  основы мировоззрения)». Часть 2. Онтология. – СПб., Издательство С.–Петербургского ун-та, 1999, 272 с.] путём введения понятия субстанционального носителя как результата, вытекающего из  субъектно-объектных  отношений.  Эта  мысль  послужила  основанием для создания С.Г. Федосиным философии носителей.

Согласно новой теории, носителями являются все известные и предполагаемые объекты и субъекты природы, общества и сознания, они порождают и состоят друг из друга, являются субстратом и субстанцией одновременно. Свойства носителей, выражаемые образами, понятиями и категориями, также объявляются носителями. Последовательная реализация системного подхода сводит воедино носители как природы, так и мышления, что позволяет найти рациональный ключ, например, к основному вопросу биологии – проблеме происхождения жизни. Живым носителям в книге посвящён отдельный параграф, целью которого можно считать доказательство сквозной масштабно-пространственной эволюции живого, с последовательным переходом жизни от одного масштабного уровня к другому, от микро к макромиру. Данная идея вполне естественна и много раз попадала в поле зрения философов. Но только в последнее время она становится предметом тщательного рассмотрения в связи с накоплением большого количества разнообразных фактов. Единый мировой процесс, глобальная эволюция – таковы характерные заголовки многих современных статей. В теории носителей как физические, так и биологические носители обладают одинаковым свойством – существовать на всех пространственных масштабах и эволюционировать по одним и тем же законам. Подробно описанная в книге космическая лестница носителей и закон подобия носителей на разных уровнях могут стать той фактической основой, которой ещё не хватает идее глобальной эволюции.

Представленный в данной работе проект философской системы подкреплён научными исследованиями С.Г. Федосина в биологии (Приложение3), в физике (Приложение 4) и в логике (Приложение5). Интересными являются анализ сущности взаимодействия в физике, тезисы о взаимодополнительности и природе гравитационного и электромагнитного полей, о происхождении и сущности инертной и гравитационной масс, о едином способе первичного образования космических носителей через скучивание вещества под действием полей, посредством взаимодействия множества однотипных носителей с образованием из них всё более массивных объектов. Заслуживают внимания алгоритм проверки теории практикой, а также  дополнительный к нему алгоритм проверки практики теорией. Из этих алгоритмов следует, что не только критерием теории является практика, но и в не меньшей степени сама теория является критерием практики. Следует отметить анализ теории логических операций. Как оказалось, все логические операции – индукции и дедукции, анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования, варьирования и конкретизации, абдукции и гипотезирования и т.д. – могут быть представлены одной схемой, позволяющей выявить их единство и связь.

Из-за обилия научных фактов, многочисленных таблиц, математических формул и приводимых в явном виде физических законов данная книга резко контрастирует с обычными трудами по философии. Но видимо, только на этом пути синтеза самых разнообразных  идей   и  знаний  можно  получить  действительно   новую  теорию,  призванную  способствовать  формированию  нового  мировоззрения.  Глубина  поставленной С.Г. Федосиным задачи естественным образом не позволила ему раскрыть многие детали, конкретизировать отдельные вопросы, но это и невозможно было сделать в рамках одной книги. Однако главная задача – наметить основы новой логики и новой философской системы, решена.

Нельзя не высказать несколько замечаний. Во-первых, создаётся впечатление, что для обоснования необходимости введения синкретики намеренно сужается диапазон диалектики (путём сведения её только к противоречиям). На мой взгляд большая часть синкретики – это традиционная диалектика. Во-вторых, автор стремится математизировать философию. Это направление мысли уже имело место в философии 17 века. Более прав, видимо, Гегель, говоривший о том, что философия не может брать метод у подчинённой науки. Он, метод, должен быть её собственный. В частности, не видно, какие положительные последствия для диалектики следует ожидать из доказательства того, что категории образуют математическую группу. В-третьих, вызывает сомнение эвристическая роль идеи носителей в окончательном решении проблемы духа и материи. В истории философии были неоднократные попытки найти нейтральные категории, которые можно  было  бы  положить  в   основу   философии   (опыт   позитивистов,   «элементы   мира»   Э.  Маха,   «энергия»    В. Оствальда, «факты» у неопозитивистов). Однако успеха они не имели, и дело тут далеко не только в логике.

В целом, представленная книга даёт богатую пищу для размышлений. Учитывая правомерность и необходимость плюрализма в выборе подходов к решению проблем, считаю возможным рекомендовать данную работу к печати. Она будет полезна, в частности, для учебных целей ввиду обилия естественнонаучных данных.

 

Кандидат философских наук, доцент Пермского государственного педагогического университета   А.Л. Жуланов.

 

 

С.Г. Федосин  работает  над  актуальной темой современной методологии науки: целью его изысканий является формулировка принципов построения целостной картины мира. В  настоящей  монографии автор приводит в систему совокупность философско-методологическх принципов, лежащих в основании его поисков. Делается  это  в два этапа: 1)  в начале  оптимизируется  система  философских знаний (отталкиваясь от общей картины философских построений, сложившейся в нашей стране), пересматриваются и уточняются бытовавшие в ней категории и законы, вырабатывается авторская   методология    «синкретная»  логика;  2)  на  основе выработанной методологии создаётся авторская теория объекта (носителя разнообразных свойств, отношений, характеристик).

Работа  С.Г. Федосина  чужда  каким-либо антинаучным, «теософским» некритическим и случайным веяниям и увлечениям. Ей  также  чужд  теоретический экстремизм. Автор выражает собственную систему идей, ориентированных на всесторонний синтез современных научных взглядов. Работа вполне заслуживает публикации в качестве оригинальной методологической концепции, выражающей самобытную точку зрения.

 

Зав. кафедрой истории философии Пермского государственного университета, доктор философских наук, профессор В.Н. Железняк.

 

 

Кризис, который сейчас переживает земная цивилизация, чреват, возможно, прекращением её существования в обозримом будущем. Он не может быть разрешен без согласования действий составляющих её народов, стран, классов, социальных слоев и групп –  без достижения ею новой, более высокой степени единства. Одним из условий и моментов этого является единство мировоззрения, определяющего сознательную стратегию цивилизации как целого. По мысли автора, оно должно быть приемлемым для всех, перекрывая имеющиеся в обществе существенные разногласия сторонников идеализма и материализма, религии и атеизма, разных религий друг другу. Одновременно оно должно быть реалистическим, научным, истинным и потому обязательным для всех. Это возможно, полагает автор, если оно превосходит существующие варианты мировоззрения как односторонние, преувеличившие ту или иную черту реальности, но, по-своему, необходимые в силу реальности этих черт. Это требует формирования интеллектуального ядра нового мировоззрения – универсальной системы философских категорий. С.Г. Федосин предлагает следующие условия и программу её формирования. Система должна быть нейтральной в отношении понимания сущности мира как материи или сознания. Она должна быть аксиоматической – выводимой из малого числа интуитивно принятых положений. Система должна строиться по образцу физико-математического знания. Она должна быть синкретичной, в высшей степени единой – каждая её категория раскрывается через все другие, как бы содержа их в себе. Каждая из этих позиций представлена в мировой философии известными именами, имеет свою традицию, но так и не получила безупречной реализации. Не анализируя специально уроков их истории, автор стремится, объединив их, продвинуться на этом пути, используя оригинальный метод сведения множеств категорий и фрагментов реальности ("носителей" – предметов и понятий) в системы – считая их математическими группами и пользуясь соответствующей логикой для выявления их полноты, внутренних отношений и связей.

Таким образом он получает  ряд  принципов и законов, смысл которых не вызывает  существенных  возражений, обнаруживает несколько новых аспектов реальности (один из самых интересных – поток существования). Привлекает авторский подход к системе материальных носителей, разнообразие которых имеет вид регулярного спектра их размеров и масс, выявляемого статистической обработкой параметров разных типов объектов. Элементы новизны работы относятся, скорее, к логике и общенаучной теории систем, чем к собственно философии как метафизике в исходном, аристотелевском смысле слова. Современная метафизика должна быть конкретно-всеобщей (понятие синкретики близко по смыслу), а конкретно-всеобщее имеет, так сказать, два этажа. Первый – взаимосвязь и единство всех универсальных сторон всех "носителей" безотносительно к природе и содержанию их различий – к особенному. Второй – взаимосвязь и единство содержания первого с содержанием особенного. Здесь конкретно-всеобщее выступает как закон организации целого всей реальности, требующий определенных различий её отдельных составляющих, и как закон развития этого целого, требующий определенных различий между ступенями этого процесса. То и другое означает включение в содержание всеобщего элементов содержания особенного. Условие нейтральности, как и стремление рассматривать «носителей» лишь со стороны их неразличимости, препятствует теоретическому воспроизведению такого включения, не позволяя решать, должны ли и почему существовать два особых типа реальности – материя и сознание – с их собственными видами и формами. Названное стремление в сочетании с физико-математическим образцом построения системы философских категорий иногда оборачивается в книге фактическим наделением физических понятий всеобщностью. Подмена всеобщего особенным тоже затрудняет восхождение от абстрактного к конкретно-всеобщему. Не способствует этому и положение, отвергающее первичность одних категорий по отношению к другим ("форма", конечно, не предшествует "содержанию" и обратно), интуитивно распространенное на многообразие "носителей", которое приходится считать существующим от века, полагая, например, что духовные носители (понятия) имеются во всех живых организмах, которые не могут существовать без них сами по себе. Возможно, высказанные замечания – результат ожиданий того, что автор не ставил целью, но интересная книга, породившая эти ожидания, заслуживает прочтения. Когда Вы прочитаете эту книгу, Вы станете знать больше, чем знали до этого.

 

Доктор философских наук, профессор кафедры философии Пермского университета      О.А . Барг.

 

Источник: http://sergf.ru/pr3.htm

На список книг